Электронная библиотека - от проекта до реализации
Электронная библиотека как часть единого информационного пространства

В данной статье пойдет речь о том, какое место занимает электронная библиотека в едином информационном пространстве библиотеки, об определении этих понятий и этапах работ по ее созданию. Озвученная точка зрения принадлежит организации Delos разработавшей европейский документ Digital Library Reference Model

 Глоссарий

 Электронная библиотека (Digital Library, DL) - организация, в том числе виртуальная, которая в полной мере собирает, управляет и хранит в течение длительного срока разнообразный цифровой контент (данные, мультмедиа, метаданные) и предоставляет своим пользователям функциональность, ориентированную на сообщество, измеряемого качества и в соответствии с определенными политиками. Это конечная "система", воспринимаемая самими пользователями как электронная библиотека.

 Система электронной библиотеки (Digital Library System, DLS) - информационная система, основанная на заданной архитектуре и предоставляющая всю функциональность, необходимую конкретной электронной библиотеке. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через соответствующую информационную систему.

 Система управления электронной библиотекой (Digital Library Management System, DLMS) - общего плана информационная система, которая обеспечивает разработку и администрирование систем электронной библиотеки, а также интеграцию программного обеспечения, предлагающего расширенные и специализированные дополнительные возможности.

Обобщая все определения, следует подчеркнуть, что для каждой электронной библиотеки существует своя собственная уникальная действующая система электронной библиотеки или даже множество связанных систем, которые в свою очередь построены на небольшом количестве систем управления электронной библиотеки. Отметим, что электронная библиотека как таковая не является конкретной информационной системой или программным продуктом. Это некая среда, работая в которой, пользователь может и не подозревать, что он имеет дело с комплексом систем. Для него это одна среда, и он не чувствует разницы, переходя от системы к системе, от контента к контенту.

Таким образом "электронная библиотека" - абстрактная сущность, которая живет благодаря информационным системам, составляющим собой систему электронной библиотеки и каждая из которых обслуживает свою целевую аудиторию и свое сообщество. Пользователи как раз работают через  систему электронной библиотеки.

 Система управления электронной библиотекой — это самый высокий уровень «стройки». Фактически, это платформа, на которой разрабатывается информационная система. Существует три разных подхода к ее категоризации:

  1. Расширяемая система электронной библиотеки, имеющая открытую архитектуру, в которую легко интегрируются новые компоненты, обеспечивающие дополнительные возможности

  2. Система управления хранилищем данных электронной библиотеки - набор программных компонент, включающих в себя всю необходимую функциональность электронной библиотеки и набор инструментов, которые могут быть комбинированы различными способами с целью создания системы электронной библиотеки .

  3. Генератор системы электронной библиотеки — обладающее большим количество параметров ПО, которое содержит шаблоны, покрывающие широкий спектр функциональности. По окончании этапа настройки, в течение которого устанавливаются определенные параметры данного ПО, система автоматически генерируется и представляет собой готовую к установке и поставке систему электронной библиотеки.

 Основные понятия в составе электронной библиотеки 

В состав электронной библиотеки входят 6 основных понятий: содержимое (контент), пользователь, функциональность, качество, политики, архитектура.

" Содержимое ( контент)" - данные и информация, которыми электронная библиотека управляет и которые она делает доступными для своих пользователей.

Понятие " пользователи" покрывает собой различных «актеров» (людей и машин), взаимодействующих с электронной библиотекой . Заметим, что сюда входят не только живые люди, но и внешнее (относительно вашей электронной библиотеки ) программно-аппаратное обеспечение.

Понятие " функциональность" включает в себя сервисы, которые электронная библиотека представляет своим пользователям, как группам, так и индивидуальным. Это, в первую очередь, средства взаимодействия пользователей и контента (все процедуры, преобразования, действия и взаимодействия), которые доставляют контент пользователю и наоборот.

Понятие " качество" включает в себя набор условий, правил, терминов и режимов, покрывающий взаимодействие между пользователями и электронной библиотекой. Например, поведение пользователей, права и политики доступа, конфиденциальность, платежи, варианты поставки.

" Архитектура" относится к понятию системы электронной библиотеки и представляет собой проекцию функциональности и контента на программное и аппаратное обеспечение. Другими словами, это технологическое исполнение, на котором основана электронная библиотека. Считается ключевым понятием.

Работа электронной библиотеки и активизация ее функциональности основана на  политиках и стремится достигнуть определенного  качества.

 Трудности при создании электронной библиотеки

  1. Нет одной системы - набор информационных систем и совместная работа множества специализированного ПО.

  2. Нет единого (типового, стандартного) решения - различный контент, пользователи (сообщества, цели и задачи), функциональность. Один контент используется для обучения, другой - для обучения.

  3. Набор информационных систем с перекрывающей функциональностью, плохо взаимодействующих друг с другом или полное отсутствие каких-либо систем.

  4. Высокая сложность проектов: знание ИТ-технологий, специфическое ПО, дорогая техника, высокие требования к уровню подготовки персонала и отсутствие такого персонала.

  5. Недостаток компетентных опытных специалистов, обладающих знанием не только техники, ИТ, различного ПО, но и разбирающихся в библиотечном деле, в сфере управления проектами.

 Этапы создания электронной библиотеки

Создание электронной библиотеки — сложный проект как в техническом, так и в организационном плане. Обычно весь проект делят на 4 этапа.

  • Инициирование проекта

  • Планирование проекта

  • Выполнение проекта

  • Контроль качества и безопасность информации

1. Обоснование проекта. Правильное экономическое обоснование позволяет добиться нескольких целей:

- демонстрирует преимущества того или иного варианта электронной библиотеки с точки зрения стратегии развития самой библиотеки;

- помогает убедить руководителей и инвесторов поддержать проект;

- несет важную информацию о проекте сотрудникам и читателям;

- предоставляет четкие рекомендации, необходимые для принятия решений;

- позволяет оценить результаты проекта и реализованные преимущества

С инициированием проекта связаны такие вопросы как выбор технологий, решение о самостоятельном выполнении или аутсорсинге. Здесь необходимо учитывать стоимость, временной фактор, организационные вопросы, риски. Должны выбраться методы оценки объемов и стоимости работ, нужно оценить время выполнения проекта (сверху-вниз, снизу-вверх)

В этот же пункт входит и такой важный момент как выбор информационной системы. Это может быть самостоятельная система или решение, обычно расширение/модуль, к существующей АБИС. Решение осуществляется исходя из потребностей будущей электронной библиотеки. Встают следующие вопросы: будет ли интеграция с другими системами (CMS - портальное решение, сайт; АБИС, блог, вики и пр.)? Как будут вводится электронные образы книг? Как будут осуществляться представление и работа с данными читателя?

2. На этапе планирования проекта строится архитектура системы, выбирается сканирующее оборудование, рабочие станции, сервера и хранилища. Утверждается план работ, рассматриваются риски, осуществляется пробное сканирование. Если проект выходит на большие финансовые цифры, то делается пилотный проект.

Пробное сканирование подразумевает собой тестирование предполагаемого оборудования на выборке документов. Документы должны быть разных форматов и разного качества. В итоге определяется уровень выходного качества электронных документов.

В рамках пилотного проекта проводится имитация проекта на ограниченном объеме документов. По одной единице разных типов сканеров (книжные, документные, протяжные) определяется производительность персонала, соотношение количества персонала к требуемому времени выполнения проекта. Полученные образцы вводятся в информационную систему и создается прототип решения на небольшом объеме.

Заканчивая эти два этапа мы уже точно знаем, какие функции будет выполнять электронна библиотека, как она вписывается в единое информационное пространство, каким образом интегрируется с АБИС, сайтом и тд. Результатом является техническое задание.

3. Выполнение проекта - реализация запланированных работ, подбор и обучение сотрудников, прием-передача результатов проекта. Вся реализация осуществляется по написанному техническому заданию, возможно с небольшими отклонениями, причем желательно, чтобы эти отступления были заложены в риски. Начинается все с установки системы:

-Развертывание выбранной информационной системы

-Настройка системы

-Проведение интеграционных работ

-Отладка работы

Далее следует оцифровка материалов:

-Сортировка

-Предварительная подготовка документов

-Поточное сканирование

-Ввод данных в систему

4. Контроль качества включает в себя планирование качества, а именно, определение ошибки, приемлимый уровень ошибок, методы проверок. Проверка должны быть многоуровневой и охватывать этап выполнения работ. Особенно в процессе сканирование, обработки изображений, атрибутирования и ввода данных в информационную систему. На этом же этапе планируется безопасность информации. Какие организационные и технологические мероприятия проводятся, какова гарантированная сохранность данных, этапные бекапы. Безопасность информации рассматривается в рамках закона о персональных данных, коммерческой тайны.

Таким образом процесс создания электронной библиотеки как трудоемкая и крайне сложная задача требует  тщательного подготовительного этапа и  комплексного проектного подхода. На этих двух постулатах и должна строится любая электронная библиотека.

Статья подготовлена по материалам Кочетовой Л.Б. с семинара «Вузовская библиотека в электронной среде управления знаниями»

Другие статьи по теме: Концепция электронных библиотек

Модели реализации электронных библиотек
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Концепция
Консалтинг
Проектирование
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
Задать вопрос
Организация:
Город:
ФИО:
Должность:
Контактный телефон:
E-mail:
Вопрос:
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru