Электронная библиотека - от проекта до реализации
Электронные библиотеки и развитие Информационного Общества

Источник: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part6/zemskov

Автор: Земсков А.И., Государственная публичная научно-техническая библиотека Российской Федерации

 Определения

"Электронная библиотека - это тематически ориентированная (или стуктурированная иным образом) среда доступа к удаленным или локальным электронным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей."

"Электронная библиотека - это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа."

Прежде всего отметим условность большинства определений, относящихся к термину «Электронная библиотека». Будем пользоваться параллельными определениями, связывающими традиционный и цифровые носители : документ - электронный документ, публикация – электронная публикация. Документ – ограниченный массив информации, зафиксированный на материальном носителе. Категория ограниченности, то есть обязательного начала и конца – принципиальна для понимания сути понятия. Продолженные или не имеющие завершения процессы, составляют антитезу понятию документ : концертное исполнение не является документом, а запись концерта, либо отдельного произведения, отдельной инструментальной партии, отдельной мелодии или музыкальной фразы, является документом.

Документ как таковой не занимает времени (его хранение не занимает времени ), а лишь «движется» вместе с ним ( как пришли к нам таблички клинописи, свитки папирусы, берестяные грамоты и просто рукописи или книги). В этом смысле можно говорить о документе как о сконцентрированном (сгущенном) времени или концентрате времени. Время требуется для ознакомления с документом, раскрытия его содержания (чтение, прослушивание, рассматривание и т.п.).

В свою очередь, электронные ресурсы – совокупность электронных документов.

Определение электронной библиотеки возможно либо с акцентом на создание электронного ресурса, либо на обеспечение доступа к распределенному ресурсу. Оба определения могут быть обоснованы не противоречат друг другу - как в вопросе о том, что раньше, - яйцо или курица. Разница станет ощутимой при учете роли пользователей или анализе задач, стоящих перед библиотекарями. При осмыслении различных определений уточните – что пользователи получают в результате создания электронной библиотеки : либо не очень заметное улучшение условий работы с документами, которые уже имеются в библиотеке в печатной форме. Либо – новый грандиозный мир распределенного электронного ресурса, миллионы новых источников информации.

Роль библиотекаря применительно к двум различным определениям также существенно разнится. Что стоит за задачей «создать электронную библиотеку» для библиотекаря на этапе формирования такой библиотеке и на этапах ее эксплуатации? Разве задача ограничивается тем, что нужно отсканировать и переработать библиографическое описание ? Или быть может, речь идет о более значимых задачах? Необходимо подчеркнуть роль библиотекаря как посредника между поставщиками и пользователями информации. Библиотекарь для ЭБ не менее значим, чем для традиционной библиотеки, – и не только в процессе проектирования и создания, но и в целом весь процесс функционирования опирается на его/ее знания. Иначе это – просто телекоммуникационный узел.

 Проекты создания Электронных библиотек

Проекты создания Электронных библиотек в какой то мере отражают отмеченный дуализм определения и попытки решения конкретных проблем. Приведем несколько примеров.

 Создание электронного ресурса. Американский подход – проект Национальной электронной библиотеки, цель - создание электронного ресурса «Память Америки». Российский подход – работа Российской Государственной библиотеки по созданию коллекции электронных документов.

 Проблема архивации электронных ресурсов. Британская библиотека также намерена создать национальную электронную библиотеку. Проект (включающий 10-летний заказ компании IBM стоимостью более 20 млн. фунтов стерлингов) обеспечит более удобный доступ к электронным ресурсам, входящим в фонд библиотеки и поможет решению проблемы сохранности документов в цифровой форме. Цифровые коллекции библиотеки включают в себя публикации на веб-сайте, материалы на дисках DVD и CD-ROM, оцифрованные копии некоторых замечательных документов, например Линдисфарнские Еванглия, записные книжки Леонардо да Винчи и др. из гигантского библиотечного фонда в 150 млн. экземпляров. Наличие метаданных обеспечивает поиск объекта независимо от первоначальной системы его оцифровки, предусмотрена возможность обмена метаданными с другими информационно-коммуникационными системами, имея в виду экономию финансовых средств и удобство управления ресурсами.

Национальная библиотека Нидерландов также разрабатывает аналогичный проект и тесно сотрудничает в этих вопросах с Британской библиотекой и с компанией IBM.

 Обеспечение доступности материалов, созданных в ряде библиотек. Британский подход – проект eLIib по формированию условий равной и всеобщей доступности. Схожий проект закладывался в межведомственную программу «Электронные библиотеки России».

 Объединение ресурсов на базе общей тематики. Проект «Встречи на границах» (США, Россия).

Международный проект Европейского сообщества «Библиотека Универсалис». Задача проекта - сделать основные произведения мирового культурного и научного наследия доступными для широкой публики посредством применения мультимедийных технологий. Запланировано использовать существующие национальные программы оцифровки и сформировать большую распределенную виртуальную коллекцию научных знаний и обеспечить ее доступность конечным пользователям через всемирные сети телекоммуникаций. Таким образом, будет продвинуто международное сотрудничество в направлении организации мировой электронной библиотечной системы. Выбор общей тематики для проекта «Библиотека Универсалис».

 Формирование ресурса нового типа. Примером может служить универ сальная энциклопедия, которая - в отличие от Интернета – представляет собой систематически, тщательно и качественно отфильтрован ное знание. Особого упоминания в этом контексте заслуживает объединенный проект Библиотеки Конгресса США, Национальных библиотек Канады и Австралии по предоставлению профессиональных консультаций на 20 языках.

В России в рамках такого подхода можно назвать справочно-энциклопедический сайт «Рубрикон» ( http://www.rubricon.ru), созданный компанией RussPortal Company при участии и содействии "Твинком бизнес", "Лукойл-Информ", издательств "Большая Российская Энциклопедия", Института США и Канады РАН и других организаций. Предоставляется свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России, например, «Большая советская энциклопедия» (в 30 томах последнего, третьего издания, 1969-1979 гг.), «Иллюстрированный энциклопедический словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1906), «Малая медицинская энциклопедия» (6 томов), «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (1863-1866), «Рок-энциклопедию» Сергея Кастальского (1998), Энциклопедический словарь «История Отечества», Энциклопедический словарь «Всемирная история». Готовятся к публикации «Англо-русский лингвострановедческий словарь „Американа"», «Народы и религии мира», «Мифы на родов мира» и серия иллю стрированных военных сло варей, энциклопедии «Москва», «Петербург», «Города России», всего более 40 справочных изданий. Лицензии на публикацию в Интернете приобретены у ведущих российских издательств, имеются соглашения с правообладателями энциклопедической информации и редакциями. На сайте «Рубрикона» сейчас 175,8 тыс. энцикло педических статей и 44 тыс. иллюстраций и карт. Для сравнения - в элек тронной версии Британской энциклопедии http://www.britannica.com 74 тыс. статей, около 12 тыс. иллюстраций и карт и 38 тыс. статей из элементарной энциклопе дии Комптона.

 Роль правительства в координации работ

Федеральная целевая программа "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ на 2002 - 2010 годы ( http://www.economy.gov.ru), распоряжение Правительства РФ № 207-р от 12 февраля 2001 г. Государственный заказчик (координатор) Программы – Минэкономразвития, другие заказчики - Минсвязи и информатизации, Минпромнауки, Министерство образо вания, Российское авиационно-космическое агентство, Феде ральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), Российское агентство по системам управления. Исполнители Программы определятся на конкурсной основе.

Основные цели Программы. Повышение эффективности экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, в том числе на базе расширенной подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей

 Сроки и этапы реализации Программы. I этап — 2002 г.; II этап 2003—2004 гг.; III этап — 2005—2010 гг.

 Перечень основных мероприятий.

- Совершенствование законодательства и системы экономического регулирования в сфере ИКТ.

- Обеспечение информационной прозрачности государства для гражданского общества и взаимодействия между властью и гражданами на основе широкого использования ИКТ.

- Модернизация органов государственного управления посредством внедрения ИКТ.

- Совершенствование взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок для эффективного внедрения ИКТ в реальный сектор.

- Развитие системы подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек.

Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

 Общий объем финансирования Программы 76 150 млн. руб. (в ценах 2001 г.), федеральный бюджет 51%, бюджеты субъектов Российской Федерации и муници пальные бюджеты 30%, внебюджетные источники 19%.

 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Рост эффективности бюджетного и частного секторов экономики за счет активизации внедрения и использования ИКТ.

- Создание условий для ускоренного развития сектора производства товаров и услуг в секторе ИКТ.

- Повышение информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых гражданам и организациям.

- Повышение качества среднего, высшего и профессионального образования за счет активного использования ИКТ

- Развитие независимых СМИ за счет внедрения ИКТ и создание на этой основе дополнительных предпосылок для формиро вания в России гражданского общества.

Согласно плану, через пять лет доля ИТ в ВВП России должна увеличиться с нынешних 0,1% до 2%. К 2006 году объем экспорта высоких технологий должен быть в 15-20 раз выше нынешнего, а к Интернету предполагается подключить все без исключения российские вузы и половину школ.

По мнению специалистов, успех или неуспех «Электронной России» будет сильно зависеть от того, смогут ли федеральные структуры организовать централизованное внедре ние ИТ на основе совместимых платформ, общих технологических принципов и стандартов. В противном случае эффективность взаимодействия органов власти не только не повысится, а, напротив, упадет. Кроме того, любой ведомственный Интернет-проект должен предусматривать возможность интеграции с приложениями других госорганов и любых партнерских организаций. Как, например, на портале, создаваемом МНС, где появится возможность свободного обмена информацией между сотрудниками министерства и других ведомств, работающих в смежных областях или просто заинтересо ванных в получении информации о сборе налогов. Главное теперь — добиться, чтобы ИТ-инициативы властей не вылились в очередную громкую кампанию и бес смысленную трату средств.

Означает ли принятие программы «Электронная Россия» движение к Информационному Обществу? Да, означает, но не по оптимальному пути, поскольку акцент делается на развитие электронного бизнеса и создание электронного правительства, а не на расширение прав граждан и модификацию их сознания. “Проект Электронная Россия направлен на усиление власти государства… Я бы на месте Госдумы занимался не ИТ – проектами, а созданием законов, регламентирующих их реализацию” - так говорит крупный специалист в деле информатизации академик Д.С Черешкин. (PC week, №39, 23-29 октября 2001 г., стр. 38-39). Должен быть естественный, а не навязанный переход к Гражданскому обществу, в котором граждане отвечают за свои действия, а система общественных приоритетов предусматривает уважение к законам, конструктивное сотрудничество с государством, объективность и гуманизм.

Еще один аспект принципиальный момент - задуманные в Программе муниципальные центры информации. В 1800 российских почтовых отделениях будут созданы центры коллективного пользования Интернетом. Центры предполагается создавать также в помещениях библиотек, вузов, школ и других государственных и муниципальных учреждений. Но это позиция связиста, полагающего, что для информирования достаточно иметь средства передачи данных. То, что библиотекарь, работающий в публичной библиотеке, занят иными делами, руководителям Минсвязи неведомо. Нелишне напомнить, что Минкульт и ФАПСИ уже вложили немало усилий в создание центров правовой информации.

 Права и обязанности человека в информационном Обществе и роль библиотек в соблюдении прав и обязанностей

Исторически первыми были сформулированы право на свободу мысли, высказываний, собраний и право на справедливый суд. Затем были разработаны политические права: право выбирать местных и национальных политических лидеров, равно как и право вступать в профсоюз с целью формулирования коллективной точки зрения на рабочее место. В первой половине двадцатого века фокус сместился на социальные права: право на нормальные условия жизни, здравоохранение и образование – то, что коротко называется государство благосостояния.

На смену индустриальному веку приходит эра информации и страны разных типов стремятся создать Информационное общество. Частью этого процесса является разработка новых видов прав и обязанностей, которые сформируют и определят природу общества:

- право на использование интеллектуальной собственности;

- право на защиту персональной информации;

- право доступа к информации.

Доступ к правительственной информации - это только часть, хотя и важная часть, полной картины. Мы нуждаемся также в доступности к более широким массивам. Нам в частности необходим значительный объём информации, чтобы выступать эффективными потребителями. Нужно знать из чего состоят продукты, сколько электроэнергии потребляет стиральная машина, сколько топлива нужно нашему автомобилю. В большинстве случаев в интересах компании - производителя снабжать нас подобной информацией - в стандартизованной форме, позволяющей сравнивать показатели. Публичная информация должна включать : отчеты санитарно - гигиенических служб пищеперерабатывающих предприятий; уровень экологического загрязнения, который производит стиральная машина, результаты испытаний крушений автомобиля. Следует сделать обязательной публикацию данных о качестве работы школы. Публикацию листов (списков) ожидания в больницах; жилищные службы должны выпускать годовые отчеты, предназначенные для их жильцов. Информация общественного сектора должна использоваться для реализации права потребительского выбора в общественном секторе.

 Право на защиту от неприятной (нежелательной) информации

Мерой истинно либерального демократического является не проявляемая обществом терпимость и отсутствие цензуры, а способность общества улаживать дела на пользу всем.

Требования к защите национальных, региональных и, возможно, лингвистических (языковых) культур от опустошительных набегов господствующей культуры, происходящей из Голливуда. Концепция экологии культуры сейчас обретает почву; признается ущерб, который может нанести господствующая культура, опирающаяся на глобальную досягаемость, обеспечиваемую современными средствами распространения информации. Европейский Парламент попытался ограничить количество кинопрограмм не Европейского происхождения, показываемых в кинотеатрах и по телевидению.

 Право доступа к информации и на консультационное обслуживание

Мы давно перешли ту стадию, когда любой из нас имел достаточно интеллектуальных возможностей, чтобы обрабатывать всю информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать внутри общества. Сейчас у нас нет времени, чтобы отыскать всю информацию, которая нам нужна. И даже если мы всю ее сможем найти, у нас не будет времени прочитать или усвоить ее. Но и время - не главная проблема. У нас нет квалификации или контекстного знания предмета, которые требуются для анализа и интерпретации доступной нам информации. Как много людей сумеют разобраться с уверенностью и оценить канцерогенный риск, связанный с теми или иными пищевыми добавками, которые мы все потребляем или сумеют определить на основании изучения информации листа ожидания, какая больница нам действительно нужна? Следует создать сеть легкодоступных информационных центров, которые позволят нам решать вышеприведенные проблемы. В центрах следует аккумулировать информацию, в которой мы нуждаемся, делая ее доступной и обеспечивая обновление (актуальность) записей. Это будет логичным расширением той роли, которую выполняют публичные библиотеки и роль публичных библиотек в ближайшем будущем будет стремительно возрастать.

 Обязанности правительства

У правительства существует три набора обязательств в дополнение к основной обязанности обеспечения того, чтобы все права, освященные законодательством, выполнялись. Это:

- реагирование, то есть обязанность обеспечивать доступ к запрашиваемой информации (проще говоря, отвечать, ежели спрашивают);

- активность, то есть обязанность собирать и предоставлять доступ к информации, имеющей интерес для общества;

- обязанность поддерживать развитие информационного сектора.

Государственная власть в Информационном Обществе обязана предоставлять доступ к информации относительно своих решений и работы. Ежели граждане имеют права на свободу информации, эти права должны дополняться обязанностями тех, кто должен превратить право в реальность (реализовать это право). Это значит, что правительству необходимо отвечать на информационные запросы быстро и конструктивно, предоставляя информацию и данные в полном объеме и по минимальной цене.

 Обязанности организаций

Обязанности организаций фундаментально связаны с правом выбора и подотчетностью. Организации любого типа должны обеспечивать доступность информации с тем, чтобы покупатель и пользователь имели бы возможность реализовать право выбора продукта или услуги, которую они покупают.

 Обязанности информационной индустрии

Первейший долг - это быть точным и правдивым. В Британии сложился кодекс практики для рекламной индустрии, требующий от компаний быть «легальными, благопристойными и правдивыми». по мере того как роль информации в обществе становится все более и более важной, мы будем ощущать возрастающую потребность в ее точности и надежности. Поставщики информации в целом должны заботиться о качестве, но это слишком общее определение, которое сложно применить в конкретных обстоятельствах. Например, если финансовый консультант в банке даст потребителю неверную информацию, использование которой приведет к финансовым потерям, у пользователя будет вполне резонный повод приступить к законной процедуре компенсации. Но в случае потерь денег при пользовании неточной или устаревшей информации в базе данных ? Возникает ли ответственность производителя базы данных?

Увеличивается давление на поставщиков информации с целью добиться социальной приемлемости публикуемой информации. Результатом может быть принятие законов, согласно которым поставщик информации должен подчиняться требованиям конкретной страны, в которой распространяется информация.

 Персональные обязанности

Граждане в Информационном обществе могут иметь интеллектуальные права, но им не избежать и обязанностей. Прежде всего они обязаны убедится в том, что они хорошо информированы. Незнание Закона, например, никогда не было защитой от наказания; и основополагающим принципом законов, защищающих потребителя, до сих пор остается caveat emptor – «пусть покупатель будет начеку». Весьма возможно ожидать еще большего усиления обязанности гражданина знать, что он делает. И поскольку появляется все больше и больше информационных служб, человеку станет сложнее избежать ответственности в использовании информации.

Модели реализации электронных библиотек
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru