Электронная библиотека - от проекта до реализации
Концепция Межведомственной программы "Электронные библиотеки Роcсии"

Источник - http://www.gpntb.ru/win/PRG-ELR7a.html

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. В развитых странах информация является важнейшим объектом производственной деятельности и потребления, поскольку оказывает значительное или даже решающее воздействие на направления и результаты прогресса в научной, технической, культурной, экономической и других сферах жизни этих стран.

Сказанное в полной мере относится также к деятельности отдельных организаций, фирм, учебных заведений, административно-управленческих органов и физических лиц, являющихся пользователями и производителями разнородной информации. Таким образом информация стала одним из наиболее значимых ресурсов человеческого сообщества и в государственном плане рассматривается как стратегический ресурс. Сохранение, рациональное использование и развитие этого стратегического ресурса является задачей огромного значения для любого общества и государства.

В то же время гигантские объемы уже накопленной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования.

Осознание указанных проблем, а также качественные изменения в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных привели к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. В обобщенном виде такие подходы сегодня стали трактовать как создание “цифровых” или “электронных” библиотек. На смену информационному обслуживанию на печатных носителях приходит обеспечение пользователей, основанное на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и оперативно доступной по глобальным компьютерным сетям независимо от времени обращения к ней и местонахождения пользователей.

Создание электронных библиотек и соответствующих информационных инфраструктур бурно происходит по всему миру. Под электронной библиотекой понимается распределенная информационная система, позволяющая надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных.

Работы по электронным библиотекам (ЭБ) начаты в США в 80-х годах, в Великобритании – в начале 90-х годов. Обычно такие работы начинались с выполнения проектов небольшими группами специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “большой семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку. К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ.

Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их программно - аппаратным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ, например, подпрограммами “Федеральный информационный фонд по науке и технике” и “Информатизация России” Федеральной целевой научно-технической программы Миннауки России “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, межведомственной программой “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” и рядом других. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР) объявили конкурс и по его итогам начали финансирование ряда проектов, связанных с решением проблемы электронных библиотек.

Вместе с тем, следует признать, что указанные усилия, несмотря на достигнутые результаты, не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера, необходимых для реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому необходимо развертывание полномасштабной Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” (ЭБР), которая должна совместно с уже имеющимися проектами и программами в этой сфере решить проблему создания инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества процессов накопления, сохранения и эффективного использования электронных информационных ресурсов.

 1.2. Актуальность разработки и реализации Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” определяется:

  • Необходимостью повышения эффективности использования российских информационных ресурсов, как важнейшей составляющей национального достояния

  • Необходимостью использования в научных, технических и социально-культурных целях возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями и средствами телекоммуникаций

  • Необходимостью координации деятельности федеральных ведомств и органов власти субъектов России в организации информационного обслуживания населения;

  • Необходимостью консолидации и повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на создание информационных ресурсов и технологий;

  • Задачами поддержки отечественного производителя информационных ресурсов и технологий, использования потенциала российских разработчиков и исследователей;

  • Явно проявившимся за последние годы отставанием традиционной информационной инфраструктуры страны от потребностей сохранения и развития науки, культуры, образования, здравоохранения и экономики;

  • Необходимостью более полного удовлетворения потребностей общества, органов государственной власти в ретроспективной информации, в том числе в архивных материалах, а также обеспечения сохранности подлинных архивных документов;

  • Интересами России по вхождению в мировое информационное общество и мировой информационный рынок;

  • Важностью сохранения и развития культурных связей с соотечественниками за рубежом и др.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что создание системы ЭБР является категорическим императивом эпохи перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Отсутствие национальной программы по созданию и предоставлению информационных ресурсов страны массовому пользователю на основе новейших информационных технологий приведет к отставанию России от развитых стран.

 II. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ, ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

2.1. Целями данной Программы является:

  • Создание, сохранение и развитие электронных информационных ресурсов в сфере науки, техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения а также обеспечение доступа к ним российских и иностранных граждан и организаций с использованием средств современных информационных технологий;

  • Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и организаций отраслей народного хозяйства страны за счёт формирования качественно новой информационной среды.

2.2. Задачами Программы являются:

  • Создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования электронных библиотек России, как главная задача Программы.

  • Увеличение роли России на мировом информационном рынке;

  • Расширение сферы применения русского языка в мировом информационном пространстве и удовлетворение информационных потребностей русскоязычной диаспоры в СНГ и дальнем зарубежье;

  • Привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и информационных ресурсов России;

  • Распространение сведений о научно-технических достижениях российских исследователей и разработчиков;

  • Сохранение особо ценных коллекций и фондов путём создания их электронных копий и обеспечение удаленного доступа к ним;

2.3. В результате выполнения Программы:

  • Будет разработана среда поддержки электронных библиотек, представляющая собой распределенный комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций и их унифицированного представления, что позволит реализовать поиск информации в интегрированной совокупности зарегистрированных коллекций для разнообразных категорий пользователей;

  • Будут созданы и включены в состав ЭБР электронные коллекции и фонды, с одной стороны, содержащие наиболее ценную и общественно значимую информацию, и, с другой стороны, являющиеся представительными для отработки технологических вопросов создания и поддержки ЭБР;

  • Будет создана организационная и технологическая инфраструктура, обеспечивающая функционирование системы ЭБР, включая регистрацию и учет подключаемых к системе электронных коллекций и документов, а также контроль за выполнением общесистемных условий со стороны держателей коллекций;

  • Будет обеспечена координация межведомственных, ведомственных и региональных программ и проектов развития ЭБР;

  • Будут разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения всех категорий лиц и организаций, участвующих в ЭБР в качестве создателей, держателей и потребителей информации.

  • Будут созданы условия доступа российских и иностранных граждан и организаций к информационным ресурсам России в сфере науки и техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения.

2.4. Реализация Программы позволит:

  • Реально обеспечить конституционное право граждан России на информацию;

  • Существенно повысить эффективность деятельности отраслей народного хозяйства за счет формирования и использования качественно новой информационной среды;

  • Увеличить роль России на мировом информационном рынке и привлечь инвестиции зарубежных стран и организаций для развития электронных библиотек России;

  • Сохранить и развить научный и культурный потенциал страны;

  • Активизировать процессы интеграции и международного сотрудничества в едином научном, культурном и образовательном пространстве.

III. Содержание работ по Программе

Содержание работ по Программе определяется семью основными направлениями, каждое из которых в свою очередь состоит из взаимосвязанных проектов. Совокупность всех проектов должна обеспечить создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования ЭБР и наполнения этой инфраструктуры первоочередными (наиболее важными) информационными ресурсами.

3.1. Создание организационной инфраструктуры ЭБР

Должны быть созданы органы управления ЭБР, разработан и введен в действие комплект документации, определяющий условия их функционирования для обеспечения создания и развития ЭБР.

3.2. Общесистемные исследования и разработки

Должны быть разработаны:

  • аван-проект и технический проект системы ЭБР;

  • типовые профили ЭБР;

  • правила доступа к ресурсам ЭБР;

  • система мониторинга и учёта информационных ресурсов ЭБР;

  • создана диспетчерская служба ЭБР;

  • создана система архивного хранения ресурсов ЭБР.

3.3. Нормативное обеспечение

Должна быть разработана нормативно-правовая база функционирования ЭБР, в том числе сформулированы предложения по совершенствованию действующих или принятию новых правовых актов. В частности, должен быть определен порядок взаимодействия различных категорий участников ЭБР, их права и обязанности, решены вопросы авторского права и других форм интеллектуальной собственности. Должен быть разработан комплекс нормативно-технических документов, регламентирующих создание и использование ЭБР, а также экономических основ их функционирования.

3.4. Программно-технологическое обеспечение ЭБР

Должны быть:

  • выбраны и/или разработаны программные средства, составляющие в совокупности среду поддержки электронных библиотек;

  • созданы средства регистрации и поддержки функционирования различных по реализации и представлению коллекций;

  • разработаны средства описания ресурсов для реализации эффективного поиска информации в едином информационном пространстве ЭБР;

  • разработаны стандартные программно-технические требования, выполнение которых необходимо для регистрации и подключения отдельной коллекции к ЭБР;

  • разработаны и/или выбраны типовые инструментальные средства для подготовки электронных коллекций, пригодных для подключения к ЭБР;

  • выбраны и/или разработаны протоколы и стандарты на используемые программные средства для обеспечения совместимости.

3.5. Информационно-лингвистическое обеспечение ЭБР

Должны быть:

  • проанализированы средства информационно-лингвистического обеспечения (ИЛО) организаций участников и разработаны принципы их совместимости в системе ЭБР;

  • определены состав, средства метаданных и форматы представления основной и вспомогательной информации в ЭБР с учетом поэтапного расширения типов подключаемых к ЭБР коллекций и документов;

  • разработаны классификаторы, тезаурусы, словари и другие средства ИЛО ЭБР;

  • разработаны естественно-языковые интерфейсы и другие лингвистические процессоры;

  • разработаны средства, обеспечивающие многоязычность в системе ЭБР.

3.6. Формирование информационных ресурсов, их поддержка и предоставление доступа к ним

В рамках Программы должно быть поддержано создание социально значимых и представительных для отработки методических и технологических компонентов ЭБР электронных ресурсов. Важным аспектом создания информационных ресурсов является оцифровка уникальных и особо ценных документов из имеющихся фондов с целью обеспечения их сохранности и предоставления широкого доступа к их копиям. В то же время следует поощрять держателей коллекций, создающих их на собственные средства (не бюджета Программы) и желающих подключать эти коллекции к среде ЭБР, при условии выполнения системных требований к таким коллекциям. Держателям этих коллекций должны быть предоставлены льготные условия получения необходимых им инструментальных и методических средств.

3.7. Обучение производителей и пользователей информационных продуктов и услуг ЭБР

Должны быть разработаны учебные программы и учебно-методические материалы. В рамках Программы должно быть предусмотрено проведение курсов, семинаров и конференций. Должны быть разработаны курсы дистанционного обучения как персонала, так и пользователей ЭБР различного уровня, в том числе иностранных граждан.

IV. Организация выполнения программы, источники и объемы ее финансирования

4.1. Программа рассчитана на пять лет.

4.2. Программа формируется на основе следующих основных принципов:

  • Программа представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов;

  • Совокупность проектов должна обеспечивать выполнение всех основных задач Программы (с этой точки зрения важно выдержать принцип полноты Программы);

  • Конкурсный принцип отбора проектов для включения в Программу, открытость Программы и добровольность представления проектов на конкурс, однако ряд общесистемных проектов могут быть заказными.

4.3. Организация управления Программой

На начальном этапе должны быть выполнены следующие работы:

  • созданы органы управления Межведомственной программы ЭБР и обеспечено их функционирование;

  • разработаны нормативные документы по организации отбора проектов в состав Программы, проведению экспертизы и контролю выполнения отобранных проектов;

  • объявлен и проведен конкурс проектов и по его результатам уточнена Программа ЭБР;

  • разработан механизм координации Межведомственной программы ЭБР с федеральными и ведомственными программами в сфере информатизации а также соответствующими программами субъектов России;

  • предложены формы организации международного сотрудничества в рамках Программы;

  • разработана эффективная система контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, а также организована деятельность по привлечению внебюджетных средств для реализации Межведомственной программы ЭБР;

  • разработана система экспертизы соответствия заявляемых проектов системным требованиям ЭБР и качества выполненных проектов.

4.4. Предусматривается три стадии формирования и выполнения Программы:

  • На первой стадии силами временного трудового коллектива, организованного Миннауки России из представителей заинтересованных министерств и ведомств, разрабатывается аван-проект Программы, включающий в себя определение основных концептуальных технических и организационных решений, закладываемых в основу Программы. Разрабатываются правила и нормативные документы проведения конкурса проектов для включения в Программу. Определяются и формулируются тематические рубрики, по которым должен проводиться конкурс проектов. Определяется тематика необходимых заказных проектов. Разрабатывается структура Межведомственного и Научно-технического советов и положения об их работе.

  • На второй стадии создаются Межведомственный и Научно-технический советы (МВС и НТС), утверждаемые приказом Миннауки России по согласованию с ведомствами-участниками Программы. Они осуществляют уточнение и детализацию Программы создания ЭБР, проведение конкурсов, координацию работ по конкретным проектам, отобранным по результатам конкурсов, организуют независимую экспертизу результатов выполнения проектов. При Научно-техническом совет формируются секции по направлениям Программы. Силами, временных трудовых коллективов организованных Межведомственным и Научно-техническим советами, выполняются технический проект, в ходе которого уточняются и детализируются организационные и технические решения построения системы ЭБР, а также другие проекты, которые носят общесистемный или нормативно-методический характер

  • На третьей стадии выполняется собственно Программа создания системы ЭБР.

В начале данной стадии в рамках общесистемного проектирования разрабатывается необходимая нормативно-организационная документация (в т.ч. соглашения между участниками Программы, порядок их взаимодействия и т.п.). Разрабатываются основы финансово-экономического сопровождения Программы и оплаты работ ее участников. Организуется взаимодействие с Программой "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" и другими смежными федеральными и отраслевыми программами, предусматривающими формирование информационных ресурсов и развитие в сфере информатики и телекоммуникаций. Организуется международное сотрудничества по Программе.

Последующие этапы общесистемного проектирования связаны с выполнением рабочего проектирования ЭБР, включая создание средств программно-технологического и лингвистического обеспечения. Состав работ по этим этапам уточняется в конце предшествующего года с учетом выполненных работ.

Приемку результатов работ общесистемного проектирования производит НТС.

4.5. Создание коллекций и фондов, разработка программно-технологического, информационно-лингвистического, нормативного обеспечения, создание электронных библиотек, развитие их информационных ресурсов и обучение персонала производится по отдельным проектам на конкурсной основе в соответствии с требованиями, определенными на этапах общесистемного проектирования. Приемка этих работ осуществляется НТС.

4.6. Основными участниками выполнения Программы являются:

  • Министерство науки и технической политики Российской Федерации (Миннауки России) - координатор;

  • Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России);

  • Министерство образования Российской Федерации (Минобразования России);

  • Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Минпечати России);

  • Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);

  • Российская академия наук (РАН);

  • Федеральная архивная служба России (Росархив);

  • Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям (Госкомтелеком России);

  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

4.6.1. К участию в Программе могут привлекаться другие ведомства России, а также отдельные организации, группы исполнителей и специалисты. Допускается по согласованию с Межведомственным советом участие в работах по Программе и/или ее финансированию негосударственных организаций и фондов. Основанием для привлечения в Программу других ведомств является выраженное их руководством желание принять участие в работах и финансировании Программы. Привлечение к работам отдельных организаций и исполнителей производится на основании решений НТС.

4.7. Источники и объёмы финансирования Программы должны складываться из следующих составляющих:

  • Централизованные средства, поступают через Миннауки России и ведомства-участников. По этой составляющей общий объём финансирования оценивается в 100 - млн. руб./в год;

  • Собственные средства участников примерно равные тем объемам, которые выделялись на соответствующие работы в 1998 г. Эту составляющую можно оценить в ~ 50 млн. руб./год;

  • Дополнительно привлекаемые средства отечественных и зарубежных, правительственных и неправительственных организаций, по практике последних лет примерно равные половине централизованной части бюджета Программы, т.е.~ 50 млн. руб./год.

Таким образом годовой бюджет программы определяется в размере ~200 млн. руб./год.

Достижимость такого бюджета может быть поддержана обязательным условием участия в Программе, в соответствии с которым конкурсные проекты должны иметь альтернативные источники финансирования.

4.8. Обеспечение экономической эффективности Программы требует разработки и внедрения комплекта нормативных документов определяющих порядок оплаты создания новых информационных ресурсов, их использования и доставки по каналам связи, а также права и обязанности юридических и физических лиц – участников указанных процессов. Разработка этих документов должна быть выполнена на начальных этапах проектирования ЭБР. В настоящее время достоверная оценка экономической эффективности Программы не представляется возможной. Однако можно считать, что суммарный экономический эффект будет складываться по совокупности ряда составляющих, за счёт:

  • Более полного и оперативного информирования специалистов различных категорий (научно-технических работников, специалистов административных органов и управления организаций и предприятий народного хозяйства) при принятии ими решений в области их профессиональной деятельности;

  • Резкого сокращения расходов на поиск, доставку и получение документов и данных, имеющихся в ограниченном количестве, в удалённых для пользователя хранилищах и/или являющихся в настоящее время недоступных по иным причинам;

  • Привлечения на создание информационных ресурсов определённой доли средств инвесторов, заинтересованных в получении доступа к ним или предоставления им некоторых видов услуг (например, рекламного характера);

  • Привлечения средств для частичной оплаты трафика от сетевых провайдеров, заинтересованных в более полном и массовом использовании их коммуникационных услуг за счёт размещения продуктов электронных библиотек на серверах провайдеров и их клиентов и др.

Модели реализации электронных библиотек
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru