Электронная библиотека - от проекта до реализации
Концепция Национальной Электронной Библиотеки

Источник: http://www.rusneb.ru/conception.html

 Введение

Осознавая свою ответственность перед научным, образовательным и культурно-просветительским сообществом, настоящим и будущими поколениями, национальные библиотеки Российской Федерации считают необходимым инициировать проект создания Национальной электронной библиотеки, направленный на кумуляцию, раскрытие, сохранение и предоставление пользователям электронного наследия, выраженного как в форме цифровых копий, так и в форме документов электронного происхождения.

В основу Концепции положена согласованная позиция ведущих специалистов и руководства Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки, а также мнение экспертного сообщества, выявленное в ходе обсуждения Проекта Концепции в профессиональной печати.

Методологически Концепция опирается на основные документы ЮНЕСКО и ИФЛА по сохранению и представлению электронных информационных ресурсов, научные и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов.

 Статус настоящего документа

Настоящая Концепция ставит своей целью обоснование принципов и основных направлений развития Национальной электронной библиотеки, призванной собирать, архивировать, описывать электронные документы, способствующие сохранению и развитию национальной науки и культуры, и организовывать их общественное использование. Определяя политику формирования национального фонда электронных документов, являющихся объектами библиотечного хранения, и доступа к ним, Концепция служит основой для разработки документов, закрепляющих принципы формирования данного фонда, приоритетов при отборе изданий для перевода в электронную форму, решения технологических проблем.

Все действия по реализации настоящей Концепции регламентируются и регулируются иными документами, которые не являются ее составными частями, а разрабатываются и принимаются отдельно.

 Актуальность задачи

В условиях современного динамического развития общества информация становится важнейшим стратегическим ресурсом наряду с материальными и энергетическими. Главное, что отличает процесс информатизации, заключается в приобретении информацией статуса одного из фундаментальных факторов существования человечества. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства компьютерных коммуникаций и сетей, информационных технологий и систем управления информационными ресурсами. Глобальный процесс, получивший название «информатизация», оказывает влияние на все стороны жизни общества.

Становление современного информационного общества немыслимо без использования информационных ресурсов в электронном виде. Переведенные в электронную форму и собранные в общую систему информационные ресурсы приобретают новый статус, при котором реализуется качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации (текст, графика, аудио, видео и др.), обеспечивающий более широкое распространение и эффективное использование.

Современные информационные технологии позволили приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму и созданию принципиально новых видов информационных ресурсов, к которым относятся электронные библиотеки. Организация доступа к источникам информации в электронной форме стала одной из важнейших задач информационного обслуживания науки и образования. Создание электронных библиотек представляет собой качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации. Реализация технологий, лежащих в основе создания электронных библиотек предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки.

Изменились и общественные потребности в информации, одним из следствий чего стала коренная трансформация библиотечного дела. Оно все более превращается в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования.

Ориентация на использование новых информационных технологий, кардинальные социально-экономические и политические преобразования в России меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют ее функции и задачи. Именно библиотеки в настоящее время являются основой для создания в России новой информационной инфраструктуры, поскольку как наиболее устойчивые социальные институты, способны взять на себя ответственность за социализацию культурно и научно значимого сегмента электронного информационного пространства.

 Современное состояние

Одним из направлений, по которому происходит сегодня информатизация библиотечного дела в стране, является развитие средств доступа пользователей к российским и зарубежным полнотекстовым информационным ресурсам, электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек». Российские библиотеки сегодня имеют дело не только с традиционными информационными ресурсами, но и с электронными (сетевыми и несетевыми). Большинство библиотек имеют свои web-сервера, многие занимаются созданием уникальных цифровых коллекций. Несмотря на бурное развитие направления по созданию собственных электронных ресурсов в библиотеках, они были и остаются центрами, главная функция которых – обеспечение доступа людей к информации для ее эффективного и своевременного использования. Количественный рост разнородных по форме и содержанию электронных ресурсов сегодня не представляется возможным определить какой-либо зависимостью. Кроме того, электронные ресурсы сильно отличаются друг от друга по формам реализации и по способам распространения. Именно библиотеки должны преодолевать их разобщенность, решать проблему отсутствия унифицированного доступа к электронным ресурсам, проводить оценку их достоверности и актуальности, что дает возможность радикального повышения качества информационного обслуживания. Формирование тематических баз данных, что традиционно являлось прерогативой центров научной и технической информации, распространилось и на библиотеки, одновременно перейдя на качественно новый уровень создания гигантских документальных массивов электронных библиотек со своими профилями комплектования, принципами определения приоритетных библиотечных фондов и коллекций для перевода в электронную форму.

Разработка концепции Национальной электронной библиотеки продиктована необходимостью повышения эффективности использования российских ресурсов как важнейшей составляющей национального достояния, реализации возможностей современных средств коммуникации в научных, технических и социально-культурных целях, а также координации профессиональной и научной деятельности самих библиотек.

Библиотеки Российской Федерации, несмотря на финансовые и другие трудности, довольно активно заявляют себя в этих процессах. В настоящий момент в национальных библиотеках накоплен достаточно большой объем фондов электронных документов, и скорость их наращивания увеличивается. Активизируется решение проблемы кумуляции электронных ресурсов, созданных другими организациями. Таким образом, определение национальной политики организации, сохранения и предоставления электронных документов является неотложной задачей, в решении которой первостепенную роль должны сыграть библиотеки как социальные институты, имеющие опыт организации и структурирования больших массивов информации. Возникла объективная необходимость разработать механизмы координации деятельности по всем направлениям развития оцифровки и сбора электронной информации, принятия оптимальных организационных решений. Наиболее эффективным механизмом для этого призвана стать Национальная электронная библиотека (именуемая в дальнейшем НЭБ), ориентированная на удовлетворение разнообразных информационных потребностей.

Однако, пока эти потребности удовлетворяются только фрагментарно - в виде коллекций образовательных и научных ресурсов, небольшого числа электронных журналов, "частных электронных библиотек" и т.д. К процессу формирования содержаний в электронной форме подключаются не только библиотеки, путем оцифровки фондов стремясь выполнять свои социальные функции уже в электронном пространстве, но и учебные заведения, академические институты, музеи, архивы, общественные объединения и частные лица. Формирование сетевого информационного пространства происходит практически стихийно, что порождает большое количество проблем, таких, как:

  • повсеместное нарушение авторских прав;

  • недостаточная разработанность систем поиска информации;

  • отсутствие гарантий стабильности и сохранности электронных документов и целых коллекций;

  • разнообразие плохо совместимых технических решений при представлении различных воплощений документов;

  • существенные расхождения в их источниках, описании, качестве;

  • перспектива многократного дублирования оцифровки идентичных материалов.

Дальнейшее увеличение этих факторов может привести к потере целостности документного пространства. Несмотря на кажущуюся доступность сетевых ресурсов, современная ситуация представляется проблемной по ряду причин:

  • фрагментарность электронного информационного пространства приводит к образованию больших пробелов по целым направлениям исследований;

  • отсутствие сводных каталогов и единых систем классификации не позволяет ориентироваться в массивах электронных документов;

  • отсутствие гарантии сохранения местоположения и адекватного воспроизведения документа при повторном обращении не только затрудняет использование ресурса, но и осложняет возможности научного цитирования, поскольку документ может быть не найден, ресурс может непредсказуемым образом измениться или переместиться по воле держателя;

  • отсутствие справочно-библиографической поддержки приводит к игнорированию пользователями значительного числа релевантных документов.

 1. Общие положения

 

 1.1. Правовая база

 

 Фонд НЭБ составляет неотъемлемую часть культурного достояния Российской Федерации и подлежит защите в соответствии с законодательством РФ об охране памятников культуры.

Непосредственно в основе работы по созданию ЭБ лежат следующие Федеральные Законы:

"О библиотечном деле"

"Об авторском праве и смежных правах";

"Об обязательном экземпляре документов" устанавливает институциональные сферы ответственности за формирование национального библиотечно-информационного фонда РФ; "Правила распределения обязательного бесплатного экземпляра" - вводят понятие экземпляра, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях, информацию;

"Об информации, информатизации и защите информации" регулирует отдельные аспекты библиотечно-информационной деятельности, связанные с созданием и использованием баз данных, электронных каталогов и картотек;

"О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" определяет специфику взаимоотношений собственника и пользователя баз данных;

"Об участии в международном информационном обмене" предусматривает договорные отношения между собственниками электронных документов и пользователями, механизм правового регулирования (лицензирование) деятельности библиотек по международному информационному обмену;

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Кроме того, при формировании НЭБ и ее предоставлении пользователям принимаются во внимание следующие правовые положения:

  • перевод в электронную форму изданий, а так же их извлечение из общедоступных информационных сетей или коммерческих сайтов и ввод в общественное обращение осуществляется в соответствии с положениями закона "Об авторском праве и смежных правах";

  • при включении в состав электронной библиотеки документов необходима экспертиза их лицензионной и правовой чистоты;

  • библиотеки и другие издающие организации являются держателями копирайта на производимые ими электронные документы;

  • функционирование и использование специальных видов документов (архивов, описаний изобретений и т.п.) в рамках НЭБ производится при условии ненарушения правовых положений документов, регламентирующих эту деятельность (документов Росархива, иных министерств и ведомств).

1.2. Основные понятия

 НЭБ — библиотечно-информационная система, предназначенная для организации, хранения и использования электронных документов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа.

 Документ — «единство, состоящее из носителя данных, данных, записанных на нем и значения, относящегося к данным».

 Воплощение — копия документа с отличными от оригинала физическими характеристиками.

 Электронный документ — ограниченный и завершенный на конкретный момент времени массив информации, зафиксированный на физическом носителе(ях) в виде файла (набора файлов) с едиными техническими и общими содержательными характеристиками<[3].

 Фонд НЭБ — систематизированное собрание электронных документов, являющихся объектами библиотечного хранения.

 Депозитарный фонд — часть фонда НЭБ, сохраняемая на постоянной основе депозитариями в форматах и на носителях, поддерживающих надежное долговременное хранение и конвертацию данных для обеспечения сохранности информации. Задачей депозитарного фонда является обеспечение условий «вечного» хранения электронных документов.

 Пользовательский фонд — часть фонда НЭБ, предназначенная для хранения и использования потребителями информации в форматах, оптимальных для определенного способа использования.

 Объект хранения — структурно целостный элемент фонда, ориентированный на долговременное использование и многократное обращение к его содержанию.

 Объектом каталогизации НЭБ считается законченный документ / ресурс, содержащий закрепленную информацию, зафиксированную на локальном физическом носителе(ях) в машиночитаемой форме в виде файла (набора файлов) с едиными техническими и общими содержательными характеристиками, предназначенный для передачи информации во времени и пространстве, хранения и постоянного использования в НЭБ.

 Каталог НЭБ — массив вторичной информации (записей) для поиска содержательных единиц фонда ЭБ РНБ и стандартизованного доступа к ним вне зависимости от места хранения.

 2. Цель и задачи НЭБ

Цель НЭБ — сформировать национальный библиотечный репертуар электронных документов и обеспечить их доступность всем категориям пользователей как основу для развития в России единого социо-культурного пространства, повышения эффективности международного информационного обмена. В рамках национальной стратегии формирования в России информационного общества путем обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, создание Национальной электронной библиотеки направлено на решение основной задачи: разработки и внедрения интегрированного распределенного автоматизированного библиотечно-информационного комплекса, кумулирующего электронные ресурсы библиотек и иных фондодержателей, доступных всем категориям пользователей, и обеспечивающего поддержку жизненного цикла цифровых документов, что предполагает:

  • создание, сбор и обеспечение долговременной сохранности национального фонда электронных документов;

  • создание единого справочного и поискового аппарата ко всем частям фонда НЭБ, раскрывающего его содержание и позволяющего конечному пользователю производить многоаспектный поиск или использовать средства навигации;

  • обеспечение доступности электронных документов пользователям;

  • разработку системы оперативного информирования о деятельности НЭБ, ее ресурсах и сервисах, а также правилах и условиях их использования.

Решение поставленных задач достигается выполнением следующих основных функций:

  •  информационной, направленной на необходимость удовлетворения потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний;

  •  просветительской, в том числе за счет популяризации книг, манускриптов и других документов, относящихся к отечественной истории и культуре;

  •  научно-исследовательской, направленной на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовленности, в том числе за счет предоставления диссертаций и возможности качественно нового изучения рукописных материалов;

  •  образовательной, в рамках которой осуществляется поддержка как формального, так и неформального образования путем предоставления не только учебного материала, но и необходимой дополнительной литературы в виде авторитетных монографий.

3. Организационная структура НЭБ

 3.1. Статус НЭБ

Национальная электронная библиотека является юридическим лицом, имеющим организационную форму Автономной некоммерческой организации. Учредителями НЭБ выступают Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека.

 3.2. Участники

Национальная электронная библиотека строится как многоуровневая система. НЭБ опирается на центральное организационно-технологическое ядро, включающее головные организации, которые призваны обеспечивать функционирование НЭБ как важнейшего общественного института. В то же время НЭБ является открытой для партнерского участия всех библиотек, организации и учреждений науки, культуры и образования вне зависимости от ведомственного подчинения, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих свою деятельность в соответствии с ее законодательством, принимающих положения организационных и идеологических документов НЭБ, разделяющих идеи формирования НЭБ и согласных с целями, задачами и принципами ее построения и развития. Сотрудничество с партнерскими организациями строится на добровольной основе при безусловном соблюдении стандартов НЭБ и ответственности партнера за принятые обязательства.

 3.2.1. Состав участников

В системе НЭБ выделяются два типа участников:

  •  Головные организации организуют функционирование всей системы НЭБ в целом, обеспечивая ее работоспособность и развитие и несут за это полную ответственность перед обществом, государством и партнерством.

  •  Партнерские организации на добровольной основе включаются в работу НЭБ, принимая на себя организацию некоторых функциональных распределенных узлов и сервисов НЭБ, не относящихся к разряду жизненно важных для функционирования системы. Выбор форм взаимодействия с НЭБ строится партнерскими организациями исходя из собственных возможностей, задач и стратегий развития.

Состав участников не может быть изменен административными средствами кроме случаев нарушения общих норм и правил, зафиксированных в регламентирующих документах НЭБ.

 3.2.2. Задачи участников НЭБ

Головные организации НЭБ, реализуя свою миссию по поддержанию функционирования системы, выполняют следующие задачи, которые являются их исключительной прерогативой:

  • организацию управления системой НЭБ, прием и заключение договоров с другими участниками НЭБ;

  • организацию работ по выработке конвенциональных стандартов и протоколов, выпуск нормативных документов, обеспечивающих включение НЭБ в правовое поле, контроль за соблюдением стандартов, протоколов и нормативных актов всеми участниками НЭБ;

  • организацию работ по созданию и поддержке интерфейса доступа и программно-аппаратного комплекса НЭБ;

  • организацию базовой инфраструктуры НЭБ в технологической части, части удовлетворения запросов пользователей, включая СБО.

Головные организации также развертывают все необходимые для работы НЭБ функциональные узлы системы, доступные другим участникам НЭБ.

Партнерские организации в соответствии с договорами и принятыми на себя обязательствами выполняют одну или несколько функций, доступных данному классу участников:

  • организацию работ по пополнению фонда НЭБ в соответствии с согласованными позициями сводного плана оцифровки или двусторонними договорами;

  • организацию и ведение локального пользовательского фонда электронных документов;

  • ведение каталога собственного пользовательского фонда;

  • организацию доступа пользователей к информационному массиву НЭБ, включая:

  • предоставление качественных каналов связи,

  • предоставление СБО (в рамках своей компетенции).

 3.3. Общие принципы взаимодействия

К числу общих принципов взаимодействия участников НЭБ относятся:

  • добровольность участия;

  • равноправие партнерства;

  • легитимность;

  • координация и сотрудничество;

  • ответственность каждого за взятые обязательства при распределении зон ответственности;

  • конвенциональное решение спорных вопросов и вопросов развития;

  • открытость информации о работе каждого из участников для всех партнеров.

Механизм взаимодействия участников определяется отдельным документом ‑ Положением о взаимодействии, не являющимся неотъемлемой частью настоящей Концепции.

 3.4. Обязанности и права участников

Каждое участник НЭБ несет ответственность за:

  • качество электронного документа, его соответствие печатному оригиналу (для электронных копий);

  • его легитимность (включая программное обеспечение);

  • соблюдение стандартов, протоколов и других корпоративных правил, регламентирующих формирование и функционирование НЭБ;

  • соблюдение принятых условий использования фонда НЭБ;

  • подчинение решениям руководящих органов НЭБ.

Участник имеет право:

  • использовать совокупный фонд НЭБ (в установленном порядке);

  • передавать в фонд НЭБ созданные электронные документы (при соответствии стандартам НЭБ);

  • исключать созданные самостоятельно электронные документы в локальные тематические коллекции, не входящие в состав НЭБ;

  • использовать фонд НЭБ для восстановления утраченных экземпляров электронных документов;

  • принимать самостоятельные решения по вопросам выбора оборудования (если это не противоречит договорным стандартам);

  • выборочно предоставлять для НЭБ электронные издания, имеющиеся в локальном фонде;

  • принимать самостоятельные решения по программе оцифровки, определять сроки и объемы наращивания фонда электронных изданий согласно своим планам и возможностям;

  • формировать собственную информационную инфраструктуру.

 3.6. Руководство и управление

Руководство и управление НЭБ осуществляют руководящие и координационные органы, несущие ответственность за определение политики НЭБ, принятие общих решений и разработку регламентирующих документов, выработку предложений по правовым, техническим и технологическим вопросам, оценку качества электронных документов, исключение организаций из состава участников НЭБ в случае нарушения ими принятых норм и правил. В экспертный совет входят представители головных организаций, основных партнеров и ведущих институтов. Состав совета определяется в соответствии с учредительными документами.

 4. Архитектура НЭБ

 

 4.1. Структура НЭБ

НЭБ является распределенной информационной системой, включающей депозитарный и пользовательский фонды, каталог электронных документов, пользовательский интерфейс и комплекс аппаратно-программных средств, поддерживающих стабильное функционирование системы и дающих возможность оперативного пополнения, регистрации, долговременного хранения фондов НЭБ, многоаспектного поиска и распределенного многопользовательского сетевого доступа к ее ресурсам.

Участники НЭБ стремятся к использованию открытых форматов, протоколов и схем при разработке программного обеспечения (например, Z39.50, Dublin Core).

С точки зрения организации НЭБ формируется как библиотечный комплекс, состоящий из распределенного фонда электронных документов и распределенного каталога объединенных общей архитектурой, конвенциональными протоколами и стандартами.

НЭБ строится по модульному принципу. Каждый модуль является средством реализации определенного комплекса технологических процессов: создания электронного документа, архивации, хранения, обеспечения доступности, каталогизации, навигации и поиска. Общая архитектура системы строится на базе технологии "клиент-сервер".

НЭБ имеет двухуровневую структуру, функционирующую на базе единого СПА (система поиска, навигации и доступа с единым интерфейсом) и системы поддержки (аппаратно-программный комплекс) и позволяющую через каталог выходить сразу на искомое издание вне зависимости от сервера-держателя..

 5. Фонд Национальной электронной библиотеки

 

 5.1. Состав фонда НЭБ

Фонд НЭБ является составной частью распределенного библиотечно-информационного фонда Российской Федерации.

 5.1.1. По содержанию:

фонд НЭБ является универсальным и включает электронные документы, являющиеся по своему содержанию, виду и другим характеристикам объектами библиотечного хранения (книги, журналы, диссертации, ноты, карты и т.д., в том числе мультимедийные издания), отвечающие критериям издания и соответствующие требованиям НЭБ. Хронологические и языковые рамки для документов, включаемых в фонд НЭБ, не устанавливаются.

Оценка достоверности и качества информации, цензура, определение социальной значимости документов не производится и не может являться основанием для включения и исключения документов из фонда НЭБ.

Иностранные издания включаются в фонд НЭБ в случае, если:

  • они отсканированы библиотеками страны с полным соблюдением международного законодательства,

  • являются неотъемлемой частью патриотики, экстериорики и народоведения.

До принятия международных актов о закреплении ответственности стран за сохранение отдельных частей мирового цифрового наследия в фонд могут включаться иностранные электронные издания, легитимно переданные НЭБ страной-изготовителем, либо изготовленные в рамках совместных проектов с правом архивации.

 5.1.2. По видам представления информации:

В фонд НЭБ включаются как электронные аналоги печатных изданий, так и самостоятельные оригинальные электронные издания, не имеющие аналогов, зафиксированных на иных носителях. К ним относятся:

  • текстовые аналоги печатных изданий книг, журналов и др., когда предполагается, что содержащаяся в них информация представлена в форме, допускающей посимвольную обработку (отдельные фрагменты в таких аналогах изданий могут быть представлены как целостные графические образы);

  • графические аналоги печатных изданий образы печатных или рукописных материалов, элементы которых (например, страницы, рисунки, фотографии и т.д.) представляются как целостные графические образы;

  • традиционные виды изданий в электронной форме;

  • мультимедийные издания, содержащие аналогичную, зафиксированную на других носителях, информацию;

  • самостоятельные мультимедийные издания, не имеющие аналогов, зафиксированных в ином виде;

  • другие электронные документы, оформленные как издания и отвечающие требованиям, предъявляемым к объектам библиотечного хранения.

 5.1.3. По степени доступности:

  • материалы неограниченного сетевого доступа (материалы пользовательского фонда, доступные через глобальную сеть);

  • материалы ограниченного сетевого доступа (материалы пользовательского фонда, доступные по локальным или корпоративным сетям);

  • материалы ограниченного автономного доступа (резервные копии на стороне участников, которые являются дублетными по отношению к материалам пользовательского фонда НЭБ);

  • материалы закрытого доступа (депозитарное хранение).

 5.2. Формирование фонда

 

 5.2.1. Принципы формирования фонда.

Фонд НЭБ формируется усилиями всех организаций-участников на основе добровольной кооперации, соблюдения конвенциональных стандартов и ответственности участников за долговременное хранение и сохранность созданных или взятых на архивное хранение электронных документов.

Формирование фонда НЭБ основано на принципах профильности и координации участников, максимальной полноты (в рамках Профиля комплектования) и вечности хранения электронных документов.

Формирование фонда НЭБ осуществляется в соответствии со Сводным профилем комплектования.

Функционирование фонда НЭБ осуществляется в соответствии с Положением о фонде НЭБ.

 5.2.2. Источники формирования фонда:

  • оцифровка изданий, хранящихся в фондах участников;

  • сбор электронных изданий, свободно размещенных в Интернет;

  • сбор изданий на переносимых машиночитаемых носителях (CD-ROM и др.);

  • поступления электронных документов от авторов / правообладателей (покупка или получение по обмену).

 5.3. Создание электронных документов.

При создании собственных электронных документов каждый участник НЭБ руководствуется следующими принципами взаимодействия:

  • Планы оцифровки и сроки их реализации определяются участником индивидуально.

  • Участники в рамках страны стремятся к одноразовому сканированию изданий и налаживанию механизма обмена электронными копиями.

  • Участники обязаны придерживаться конвенциональных технологических стандартов и протоколов, общих форматов оцифровки и представления данных, создавать копии высокого качества.

  • Распределение документопотоков производится в соответствии с профилем партнерской организации и ее статусом.

В связи с этим партнеры признают необходимость придерживаться определенных приоритетов в этой деятельности, разделив зоны ответственности за формирование фонда НЭБ в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ "Об обязательном экземпляре документов":

  • национальные библиотеки сосредоточивают свои усилия на переводе в электронную форму изданий, имеющих общекультурную и научную значимость, редких и особо ценных изданий, а также изданий, относящихся к патриотике, формируя универсальный репертуар электронных изданий (в соответствии с Концепцией распределенного библиотечного фонда РФ);

  • специальные и отраслевые библиотеки - на отдельных видах документов и отраслях;

  • центральные библиотеки субъектов Российской Федерации - на региональных документах, в том числе на языках коренных народов и этносов, краеведческих материалах и документов экстериорики (по территории своего региона);

  • региональные библиотеки - на краеведческих материалах и региональных документах формируя репертуар электронных изданий местных и краеведческих документов;

  • библиотеки учебных заведений и отдельных кафедр - на учебной, научной и методической литературе в соответствии с профилем образовательного и научно-исследовательского процесса;

  • другие учреждения создают тематические коллекции и иные собрания в рамках своей компетенции.

Основные требования к электронному документу, включаемому в фонд НЭБ:

  • стабильность содержания;

  • соответствие стандартам и форматам, принятым для данного вида,

  • идентичность (для копий с печатных оригиналов).

Каждый объект, включаемый в НЭБ, классифицируется по уровням в соответствии с рекомендациями ИФЛА (1998 г.), согласно которым его можно интерпретировать как произведение, выражение (форму выражения), воплощение (форму воплощения, например, публикацию) или физическую единицу (например, экземпляр).

Правила оформления электронного документа для НЭБ определяются отдельным документом, не являющимся неотъемлемой частью настоящей Концепции.

 5.4. Организация фонда НЭБ

Структуру фонда НЭБ образуют:

  • депозитарный фонд (основной фонд), имеющий статус генерального;

  • пользовательский фонд (подсобный фонд), имеющий статус информационного.

Способ хранения локальных фондов и виды носителей определяются в соответствии с задачами использования в зависимости от прав и порядка доступа.

 5.4.1. Принципы организации фонда

Ответственность за формирование и поддержку жизненного цикла ядра депозитарного фонда возлагается на головные организации. Фонд НЭБ является логическим объединением физически распределенных по месту хранения частей (локальных фондов участников). Единство фонда НЭБ обеспечивается доступностью для головных организаций всех учетных документов его частей, открытым доступом пользовательского фонда.

 5.4.2. Организация депозитарного фонда НЭБ

Депозитарное хранение НЭБ организовывается в соответствии с существующей системой государственного депозитарного хранения электронных изданий, которая включает:

  • Фонды НТЦ "Информрегистр" и Межведомственного НИИ "Интеграл", несущих ответственность за сохранение изданий и программных продуктов на CD-ROM и других индивидуальных носителях в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством. Данные фонды являются автономными хранилищами федеральной собственности, деятельность которых регулируется государством.

  • Национальный депозитарный фонд электронных изданий без индивидуального материального носителя. Создается и поддерживается в рамках НЭБ, если иное не будет предусмотрено соответствующими государственными актами.

 5.4.3. Организация пользовательского фонда НЭБ

Пользовательский фонд НЭБ может содержать несколько копий или экземпляров одного и того же документа (воплощений) с одинаковыми или разными техническими характеристиками. Право определения необходимого количества экземпляров принадлежит:

  • хранителям и специалистам, отвечающим за создание электронных ресурсов;

  • специалистам, обеспечивающим хранение и сохранность фонда НЭБ.

 5.5. Порядок учета

Порядок и правила учета фондов НЭБ определяются в соответствии с действующей "Инструкцией об учете библиотечного фонда", ГОСТом 7.20-2000 "Библиотечная статистика", другими действующими нормативными и регламентирующими документами, обязательными для библиотек России.

 5.6. Требования к хранению фондов НЭБ:

  • обеспечение доступности фондов;

  • обеспечение сохранности фондов.

Единицами хранения фонда НЭБ являются файлы, составляющие электронные документы. Все объекты хранения НЭБ подлежат обязательной регистрации вне зависимости от носителя, на котором они хранятся и сроков хранения (временное или постоянное).

Постоянное хранение электронного издания в пользовательском фонде при отсутствии его в депозитарном фонде не допускается. Организация хранения фондов НЭБ осуществляется с учетом специфики хранения физических носителей электронных ресурсов. Правила и режим хранения определяются отдельным документом. Депозитарный фонд хранится отдельно от пользовательского фонда. Проведение работ по проверке фондов непосредственно связано с определением долговременности гарантированной сохранности информации на используемых материальных носителях. Рекомендации по периодичности и процедуре их тестирования и срокам контрольной перезаписи информации пересматриваются не реже, чем раз в пять лет.

 5.7.Сохранность фондов НЭБ

Сохранность фондов предусматривает гарантию сохранности информации и целостности данных, зафиксированных на физических носителях, а также безопасности системы в целом. Обеспечение сохранности информации предполагает выполнение следующих процедур:

  • проверка наличия необходимого оборудования и архивации версий программного обеспечения, требуемого для доступа к содержанию ресурсов, хранящихся в фондах НЭБ;

  • упреждающую конверсию (миграцию) цифровых данных не реже, чем один раз в пять лет;

  • перезапись на другие носители при переходе на использование новых технических средств;

  • постоянный мониторинг новых технических средств, аппаратного и программного обеспечения для их своевременного обновления и архивации;

  • разработка нормативной документации.

 6. Формирование каталога и справочно-поискового аппарата

Основная цель распределенного каталога НЭБ - дать пользователю надежный и эффективный механизм навигации и поиска по фонду электронных документов.

 6.1. Принципы формирования каталога

Каталог НЭБ формируется как распределенный, доступ к нему обеспечивается через единый интерфейс посредством использования стандартных профилей и протоколов передачи данных.

Распределенный каталог НЭБ формируется усилиями всех партнеров-фондодержателей или производителей электронных документов на основе добровольной кооперации и ответственности участников за корректность и адекватность созданных ими описаний. Все создаваемые для каталога описания должны удовлетворять требованиям единства принятого формата и правил описания. Требование полноты описания предполагает соблюдение единых принципов формирования записи, а также стремление к максимальной детализации при раскрытии содержания документа (например, полная роспись сборников, периодических изданий и т.п.), т.е. создание базы для обеспечения качественного и комфортного поиска с высокой точностью.

Участник имеет право передавать свою ответственность за составление описания головной организации только вместе с передачей ей электронного издания на депозитарное хранение.

Создание и функционирование распределенного каталога определяется Положением о каталоге НЭБ.

 6.2. Процессы формирования СПА

Формирование справочно-поискового аппарата состоит из нескольких взаимосвязанных процессов:

  • формирование постоянно пополняемого массива описаний электронных документов;

  • разработка механизма связи каталогов разных участников НЭБ (создание шлюза);

  • создание единого пользовательского интерфейса.

Ответственность за создание, техническую поддержку и ведение сводного каталога, организацию связи его с другими каталогами, разработку интерфейса возлагается на головные организации.

 7. Использование НЭБ

  7.1. Обеспечение доступности и прав использования

Права и организация доступа к фондам и каталогу определяются Правилами пользования НЭБ.

Эксклюзивные решения по ограничению прав доступа на определенные виды ресурсов принимаются полномочным органом НЭБ и являются информацией, открытой для всех пользователей. Это относится, например, к изданиям, содержащим порнографию, пропаганду насилия, а также способствующим разжиганию политической, религиозной, национальной вражды и терроризма.

Решения по ограничению прав доступа для специальных видов документов принимается полномочным органом НЭБ в соответствии с правовыми положениями, регламентирующими эту деятельность по принципу ведомственной принадлежности.

 7.2. Организация доступа к НЭБ

Организации доступа к НЭБ основывается на следующих принципах:

  • НЭБ является общедоступной и открытой для ее пользователей.

  • Фонд НЭБ отражается в каталоге, который обеспечивает полноту и оперативность получения информации о наличии и месте хранения документа, а также прямой доступ к его содержанию.

  • Сегменты фонда отражаются в локальных каталогах участников.

  • Пользователи имеют право на доступ к ресурсам НЭБ в целях просвещения, образования, науки и исследований.

  • Пользователи имеют право на получение копии любого открытого документа в удобном для него формате в порядке, определяемом действующим библиотечным законодательством и инструктивными документами НЭБ.

 8. Стратегическое развитие

Определение стратегии развития НЭБ опирается на маркетинговые исследования и анализ динамики социальной среды, информационного рынка, характера информационных запросов пользователей. Ответственность за определение основных направлений стратегического развития и функционирования НЭБ возлагается на руководящие органы НЭБ в соответствии с уставными документами.

 8.1. Основные задачи стратегического планирования:

  • определение перспективных партнеров для развития корпоративных проектов;

  • постоянный мониторинг корпоративных проектов с целью принятия решений о возможном присоединении или вхождении в определенное информационное пространство;

  • разработка плана создания и поддержки системы электронных публикаций.

 8.2. Программа стратегического развития

Развитие НЭБ происходит по всем направлениям ее функционирования и предполагает:

  • обеспечение стандартизации и спецификации создания и представления электронных документов

  • формирование и развитие доступа к научно и культурно значимых электронных коллекций;

  • координацию деятельности по нахождению финансирования, развитию общей инфраструктуры.

 8.3. Обеспечение координации и развития инфраструктуры

Основные задачи, решение которых предполагается в рамках развития НЭБ:

  • определение направлений развития НЭБ;

  • формирование политики фондообразования НЭБ;

  • прием новых членов;

  • организация и подключение узлов;

  • поддержка общей инфраструктуры НЭБ.

 8.4. Обеспечение стандартизации и спецификации

Деятельность НЭБ невозможна без принятия и постоянного обновления ряда стандартов, спецификаций и протоколов, а также обеспечения мер по их соблюдению. Основные задачи, решение которых предполагается инициировать в рамках НЭБ:

  • Разработка стандартов и спецификаций на электронные документы (в перспективе на электронные издания), обеспечивающих возможность их вечного хранения и удобство работы с ними.

  • Определение протоколов взаимодействия подсистем НЭБ, обеспечивающих возможность интеграции на основе принципов независимости от конкретных программных решений, платформ и масштабируемости.

  • Введение стандартов и спецификаций в нормативно-правовое поле РФ.

 8.5. Взаимодействие НЭБ с другими проектами

В перспективе НЭБ совместно с ресурсами музеев и архивов станет одним из сегментов национального цифрового наследия в рамках понятия "Память нации". Главная задача взаимодействия - создание единого виртуального фонда, опирающегося на хорошо организованные локальные фонды, общую архитектуру, конвенциональные протоколы и стандарты. В единое социо-культурное электронное пространство должны войти:

  • локальные фонды, создаваемые или кумулируемые библиотеками, университетами, издательствами и другими организациями;

  • фонды других видов документов (патенты, стандарты и т.д.);

  • архивные и музейные фонды.

 8.6. Информирование о НЭБ

Информирование о формировании и функционировании НЭБ осуществляется всеми легитимными средствами массовой информации в любой форме. Ответственность за содержание и контроль за размещением информации возлагается на руководящий орган НЭБ.

 9. Этапы реализации

 1 этап:

  • Создание пакета учредительных и регламентирующих документов.

  • Налаживание координации и утверждение принципов взаимодействия в рамках партнерства и со сторонними организациями.

  • Создание ядра фонда из массивов оцифрованных или заимствованных из числа свободно размещенных в Интернет документов.

  • Формирование распределенного каталога.

  • Решение первоочередных технологических вопросов (сохранности, учета, каталогизации и т.д.).

  • Определение принципов, протоколов, стандартов и правил представления материалов для НЭБ.

  • Разработка программного обеспечения для взаимодействия отдельных сегментов НЭБ в распределенной системе.

  • Разработка механизмов взаимодействия (сводный план оцифровки, профиль НЭБ, условия обмена электронными документами и т.д.) участников-партнеров.

 2 этап:

  • Формирование справочно-поискового аппарата.

  • Отработка технологических проблем, связанных с сетевым взаимодействием.

  • Включение модуля «Удаленное справочно-библиографическое обслуживание».

 3 этап:

  • Открытие проекта для музеев, архивов и т.п.

  • Решение вопросов о правовом регулировании деятельности библиотек в Интернет.

Концепция утверждена на заседании Совета по сотрудничеству РГБ и РНБ.

г. Санкт-Петербург, 17 декабря 2004 года. (http://www.ruslibnet.ru:8101/prog/)

Модели реализации электронных библиотек
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru